Присваивание
Давайте отметим, что в таблице приоритетов также есть оператор присваивания =
. У него один из самых низких приоритетов: 3
.
Именно поэтому, когда переменной что-либо присваивают, например, x = 2 * 2 + 1
, то сначала выполнится арифметика, а уже затем произойдёт присваивание =
с сохранением результата в x
.
let x = 2 * 2 + 1;
alert( x ); // 5
Присваивание = возвращает значение
Тот факт, что =
является оператором, а не «магической» конструкцией языка, имеет интересные последствия.
Большинство операторов в JavaScript возвращают значение. Для некоторых это очевидно, например сложение +
или умножение *
. Но и оператор присваивания не является исключением.
Вызов x = value
записывает value
в x
и возвращает его.
Благодаря этому присваивание можно использовать как часть более сложного выражения:
let a = 1;
let b = 2;
let c = 3 - (a = b + 1);
alert( a ); // 3
alert( c ); // 0
В примере выше результатом (a = b + 1)
будет значение, которое присваивается переменной a
(то есть 3
). Потом оно используется для дальнейших вычислений.
Забавное применение присваивания, не так ли? Нам нужно понимать, как это работает, потому что иногда это можно увидеть в JavaScript-библиотеках.
Однако писать самим в таком стиле не рекомендуется. Такие трюки не сделают ваш код более понятным или читабельным.
Присваивание по цепочке
Рассмотрим ещё одну интересную возможность: цепочку присваиваний.
let a, b, c;
a = b = c = 2 + 2;
alert( a ); // 4
alert( b ); // 4
alert( c ); // 4
Такое присваивание работает справа налево. Сначала вычисляется самое правое выражение 2 + 2
, и затем результат присваивается переменным слева: c
, b
и a
. В конце у всех переменных будет одно значение.
Опять-таки, чтобы код читался легче, лучше разделять подобные конструкции на несколько строчек:
c = 2 + 2;
b = c;
a = c;
Польза от такого стиля особенно ощущается при быстром просмотре кода.
Сокращённая арифметика с присваиванием
Часто нужно применить оператор к переменной и сохранить результат в ней же.
Например:
let n = 2;
n = n + 5;
n = n * 2;
Эту запись можно укоротить при помощи совмещённых операторов +=
и *=
:
let n = 2;
n += 5; // теперь n = 7 (работает как n = n + 5)
n *= 2; // теперь n = 14 (работает как n = n * 2)
alert( n ); // 14
Подобные краткие формы записи существуют для всех арифметических и побитовых операторов: /=
, -=
и так далее.
Вызов с присваиванием имеет в точности такой же приоритет, как обычное присваивание, то есть выполнится после большинства других операций:
let n = 2;
n *= 3 + 5;
alert( n ); // 16 (сначала выполнится правая часть, выражение идентично n *= 8)
Инкремент/декремент
Одной из наиболее частых числовых операций является увеличение или уменьшение на единицу.
Для этого существуют даже специальные операторы:
- Инкремент
++
увеличивает переменную на 1:let counter = 2; counter++; // работает как counter = counter + 1, просто запись короче alert( counter ); // 3
- Декремент
--
уменьшает переменную на 1:let counter = 2; counter--; // работает как counter = counter - 1, просто запись короче alert( counter ); // 1
Важно:
Инкремент/декремент можно применить только к переменной. Попытка использовать его на значении, типа 5++, приведёт к ошибке.
Операторы ++
и --
могут быть расположены не только после, но и до переменной.
- Когда оператор идёт после переменной — это «постфиксная форма»:
counter++
. - «Префиксная форма» — это когда оператор идёт перед переменной:
++counter
.
Обе эти инструкции делают одно и то же: увеличивают counter
на 1
.
Есть ли разница между ними? Да, но увидеть её мы сможем, только если будем использовать значение, которое возвращают ++/--
.
Давайте проясним этот момент. Как мы знаем, все операторы возвращают значение. Операторы инкремента/декремента не исключение. Префиксная форма возвращает новое значение, в то время как постфиксная форма возвращает старое (до увеличения/уменьшения числа).
Чтобы увидеть разницу, вот небольшой пример:
let counter = 1;
let a = ++counter; // (*)
alert(a); // 2
В строке (*)
префиксная форма ++counter
увеличивает counter
и возвращает новое значение 2
. Так что alert
покажет 2
.
Теперь посмотрим на постфиксную форму:
let counter = 1;
let a = counter++; // (*) меняем ++counter на counter++
alert(a); // 1
В строке (*)
постфиксная форма counter++
также увеличивает counter
, но возвращает старое значение (которое было до увеличения). Так что alert
покажет 1
.
Подведём итоги:
- Если результат оператора не используется, а нужно только увеличить/уменьшить переменную, тогда без разницы, какую форму использовать:
let counter = 0; counter++; ++counter; alert( counter ); // 2, обе строки сделали одно и то же
- Если хочется тут же использовать результат, то нужна префиксная форма:
let counter = 0; alert( ++counter ); // 1
- Если нужно увеличить и при этом получить значение переменной до увеличения – нужна постфиксная форма:
let counter = 0; alert( counter++ ); // 0
Инкремент/декремент можно использовать в любых выражениях
Операторы ++/--
могут также использоваться внутри выражений. Их приоритет выше, чем у большинства других арифметических операций.
Например:
let counter = 1;
alert( 2 * ++counter ); // 4
Сравните с:
let counter = 1;
alert( 2 * counter++ ); // 2, потому что counter++ возвращает "старое" значение
Хотя технически здесь всё в порядке, такая запись обычно делает код менее читабельным. Одна строка выполняет множество действий – нехорошо.
При беглом чтении кода можно с лёгкостью пропустить такой counter++
, и будет неочевидно, что переменная увеличивается.
Лучше использовать стиль «одна строка – одно действие»:
let counter = 1;
alert( 2 * counter );
counter++;
Побитовые операторы
Побитовые операторы работают с 32-разрядными целыми числами (при необходимости приводят к ним), на уровне их внутреннего двоичного представления.
Эти операторы не являются чем-то специфичным для JavaScript, они поддерживаются в большинстве языков программирования.
Поддерживаются следующие побитовые операторы:
- AND(и) (
&
) - OR(или) (
|
) - XOR(побитовое исключающее или) (
^
) - NOT(не) (
~
) - LEFT SHIFT(левый сдвиг) (
<<
) - RIGHT SHIFT(правый сдвиг) (
>>
) - ZERO-FILL RIGHT SHIFT(правый сдвиг с заполнением нулями) (
>>>
)
Они используются редко, когда возникает необходимость оперировать с числами на очень низком (побитовом) уровне. В ближайшем времени они нам не понадобятся, так как веб-разработчики редко к ним прибегают, хотя в некоторых сферах (например, в криптографии) они полезны.
Оператор «запятая»
Оператор «запятая» (,
) редко применяется и является одним из самых необычных. Иногда он используется для написания более короткого кода, поэтому нам нужно знать его, чтобы понимать, что при этом происходит.
Оператор «запятая» предоставляет нам возможность вычислять несколько выражений, разделяя их запятой ,
. Каждое выражение выполняется, но возвращается результат только последнего.
Например:
let a = (1 + 2, 3 + 4);
alert( a ); // 7 (результат вычисления 3 + 4)
Первое выражение 1 + 2
выполняется, а результат отбрасывается. Затем идёт 3 + 4
, выражение выполняется и возвращается результат.
Запятая имеет очень низкий приоритет
Пожалуйста, обратите внимание, что оператор “,
” имеет очень низкий приоритет, ниже =
, поэтому скобки важны в приведённом выше примере.
Без них в a = 1 + 2, 3 + 4
сначала выполнится +
, суммируя числа в a = 3, 7
, затем оператор присваивания =
присвоит a = 3
, а то, что идёт дальше, будет игнорировано. Всё так же, как в (a = 1 + 2), 3 + 4
.
Зачем нам оператор, который отбрасывает всё, кроме последнего выражения?
Иногда его используют в составе более сложных конструкций, чтобы сделать несколько действий в одной строке.
Например:
// три операции в одной строке
for (a = 1, b = 3, c = a * b; a < 10; a++) {
...
}
Такие трюки используются во многих JavaScript-фреймворках. Вот почему мы упоминаем их. Но обычно они не улучшают читабельность кода, поэтому стоит хорошо подумать, прежде чем их использовать.
практика
Чему будут равны значения переменных?
let a = 1, b = 1;
let c = ++a; // ?
let d = b++; // ?
let a = 2;
let x = 1 + (a *= 2);