javascript 2.2.2 Замыкание. Вложенные функции. Окружение в деталях

Вложенные функции

Функция называется «вложенной», когда она создаётся внутри другой функции.

Это очень легко сделать в JavaScript.

Мы можем использовать это для упорядочивания нашего кода, например, как здесь:

function sayHiBye(firstName, lastName) {

  // функция-помощник, которую мы используем ниже
  function getFullName() {
    return firstName + " " + lastName;
  }

  alert( "Hello, " + getFullName() );
  alert( "Bye, " + getFullName() );

}

Здесь вложенная функция getFullName() создана для удобства. Она может получить доступ к внешним переменным и, значит, вывести полное имя. В JavaScript вложенные функции используются очень часто.

Что ещё интереснее, вложенная функция может быть возвращена: либо в качестве свойства нового объекта (если внешняя функция создаёт объект с методами), либо сама по себе. И затем может быть использована в любом месте. Не важно где, она всё так же будет иметь доступ к тем же внешним переменным.

Например, здесь, вложенная функция присваивается новому объекту в конструкторе:

// функция-конструктор возвращает новый объект
function User(name) {

  // методом объекта становится вложенная функция
  this.sayHi = function() {
    alert(name);
  };
}

let user = new User("John");
user.sayHi(); // у кода метода "sayHi" есть доступ к внешней переменной "name"

А здесь мы просто создаём и возвращаем функцию «счётчик»:

function makeCounter() {
  let count = 0;

  return function() {
    return count++; // есть доступ к внешней переменной "count"
  };
}

let counter = makeCounter();

alert( counter() ); // 0
alert( counter() ); // 1
alert( counter() ); // 2

Давайте продолжим с примером makeCounter. Он создаёт функцию «counter», которая возвращает следующее число при каждом вызове. Несмотря на простоту, немного модифицированные варианты этого кода применяются на практике, например, в генераторе псевдослучайных чисел и во многих других случаях.

Как же это работает изнутри?

Когда внутренняя функция начинает выполняться, начинается поиск переменной count++ изнутри-наружу. Для примера выше порядок будет такой:

  1. Локальные переменные вложенной функции…
  2. Переменные внешней функции…
  3. И так далее, пока не будут достигнуты глобальные переменные.

В этом примере count будет найден на шаге 2. Когда внешняя переменная модифицируется, она изменится там, где была найдена. Значит, count++ найдёт внешнюю переменную и увеличит её значение в лексическом окружении, которому она принадлежит. Как если бы у нас было let count = 1.

Теперь рассмотрим два вопроса:

  1. Можем ли мы каким-нибудь образом сбросить счётчик count из кода, который не принадлежит makeCounter? Например, после вызова alert в коде выше.
  2. Если мы вызываем makeCounter несколько раз – нам возвращается много функций counter. Они независимы или разделяют одну и ту же переменную count?

Попробуйте ответить на эти вопросы перед тем, как продолжить чтение.

Готовы?

Хорошо, давайте ответим на вопросы.

  1. Такой возможности нет: count – локальная переменная функции, мы не можем получить к ней доступ извне.
  2. Для каждого вызова makeCounter() создаётся новое лексическое окружение функции, со своим собственным count. Так что, получившиеся функции counter – независимы.

Вот демо:

function makeCounter() {
  let count = 0;
  return function() {
    return count++;
  };
}

let counter1 = makeCounter();
let counter2 = makeCounter();

alert( counter1() ); // 0
alert( counter1() ); // 1

alert( counter2() ); // 0 (независимо)

Надеюсь, ситуация с внешними переменными теперь ясна. Для большинства ситуаций такого понимания вполне достаточно, но в спецификации есть ряд деталей, которые мы, для простоты, опустили. Далее мы разберём происходящее ещё более подробно.

Окружение в деталях

Вот что происходит в примере с makeCounter шаг за шагом. Пройдите их, чтобы убедиться, что вы разобрались с каждой деталью.

Пожалуйста, обратите внимание на дополнительное свойство [[Environment]], про которое здесь рассказано. Мы не упоминали о нём раньше для простоты.

  1. Когда скрипт только начинает выполняться, есть только глобальное лексическое окружение:В этот начальный момент есть только функция makeCounter, потому что это Function Declaration. Она ещё не выполняется.Все функции «при рождении» получают скрытое свойство [[Environment]], которое ссылается на лексическое окружение места, где они были созданы.Мы ещё не говорили об этом, это то, каким образом функции знают, где они были созданы.В данном случае, makeCounter создан в глобальном лексическом окружении, так что [[Environment]] содержит ссылку на него.Другими словами, функция навсегда запоминает ссылку на лексическое окружение, где она была создана. И [[Environment]] – скрытое свойство функции, которое содержит эту ссылку.
  2. Код продолжает выполняться, объявляется новая глобальная переменная counter, которой присваивается результат вызова makeCounter. Вот снимок момента, когда интерпретатор находится на первой строке внутри makeCounter():В момент вызова makeCounter() создаётся лексическое окружение, для хранения его переменных и аргументов.Как и все лексические окружения, оно содержит две вещи:
    1. Environment Record с локальными переменными. В нашем случае count – единственная локальная переменная (появляющаяся, когда выполняется строчка с let count).
    2. Ссылка на внешнее окружение, которая устанавливается в значение [[Environment]] функции. В данном случае, [[Environment]] функции makeCounter ссылается на глобальное лексическое окружение.
    Итак, теперь у нас есть два лексических окружения: первое – глобальное, второе – для текущего вызова makeCounter, с внешней ссылкой на глобальный объект.
  3. В процессе выполнения makeCounter() создаётся небольшая вложенная функция.Не имеет значения, какой способ объявления функции используется: Function Declaration или Function Expression. Все функции получают свойство [[Environment]], которое ссылается на лексическое окружение, в котором они были созданы. То же самое происходит и с нашей новой маленькой функцией.Для нашей новой вложенной функции значением [[Environment]] будет текущее лексическое окружение makeCounter() (где она была создана):Пожалуйста, обратите внимание, что на этом шаге внутренняя функция была создана, но ещё не вызвана. Код внутри function() { return count++ } не выполняется.
  4. Выполнение продолжается, вызов makeCounter() завершается, и результат (небольшая вложенная функция) присваивается глобальной переменной counter:В этой функции есть только одна строчка: return count++, которая будет выполнена, когда мы вызовем функцию.
  5. При вызове counter() для этого вызова создаётся новое лексическое окружение. Оно пустое, так как в самом counter локальных переменных нет. Но [[Environment]] counter используется, как ссылка на внешнее лексическое окружение outer, которое даёт доступ к переменным предшествующего вызова makeCounter, где counter был создан.Теперь, когда вызов ищет переменную count, он сначала ищет в собственном лексическом окружении (пустое), а затем в лексическом окружении предшествующего вызова makeCounter(), где и находит её.Пожалуйста, обратите внимание, как здесь работает управление памятью. Хотя makeCounter() закончил выполнение некоторое время назад, его лексическое окружение остаётся в памяти, потому что есть вложенная функция с [[Environment]], который ссылается на него.В большинстве случаев, объект лексического окружения существует до того момента, пока есть функция, которая может его использовать. И только тогда, когда таких не остаётся, окружение уничтожается.
  6. Вызов counter() не только возвращает значение count, но также увеличивает его. Обратите внимание, что модификация происходит «на месте». Значение count изменяется конкретно в том окружении, где оно было найдено.
  7. Следующие вызовы counter() сделают то же самое.

Теперь ответ на второй вопрос из начала главы должен быть очевиден.

Функция work() в коде ниже получает name из того места, где была создана, через ссылку на внешнее лексическое окружение:

Так что, результатом будет "Pete".

Но, если бы в makeWorker() не было let name, тогда бы поиск продолжился дальше и была бы взята глобальная переменная, как мы видим из приведённой выше цепочки. В таком случае, результатом было бы "John".Замыкания

В программировании есть общий термин: «замыкание», – которое должен знать каждый разработчик.

Замыкание – это функция, которая запоминает свои внешние переменные и может получить к ним доступ. В некоторых языках это невозможно, или функция должна быть написана специальным образом, чтобы получилось замыкание. Но, как было описано выше, в JavaScript, все функции изначально являются замыканиями (есть только одно исключение, про которое будет рассказано в Синтаксис “new Function”).

То есть, они автоматически запоминают, где были созданы, с помощью скрытого свойства [[Environment]] и все они могут получить доступ к внешним переменным.

Когда на собеседовании фронтенд-разработчик получает вопрос: «что такое замыкание?», – правильным ответом будет определение замыкания и объяснения того факта, что все функции в JavaScript являются замыканиями, и, может быть, несколько слов о технических деталях: свойстве [[Environment]] и о том, как работает лексическое окружение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *