javascript 1.8.9 Сборка мусора. Алгоритм

Недостижимый «остров»

Вполне возможна ситуация, при которой целый «остров» связанных объектов может стать недостижимым и удалиться из памяти.

Возьмём объект family из примера выше. А затем:

family = null;

Структура в памяти теперь станет такой:

Этот пример демонстрирует, насколько важна концепция достижимости.

Объекты John и Ann всё ещё связаны, оба имеют входящие ссылки, но этого недостаточно.

У объекта family больше нет ссылки от корня, поэтому весь «остров» становится недостижимым и будет удалён.

Внутренние алгоритмы

Основной алгоритм сборки мусора – «алгоритм пометок» (англ. «mark-and-sweep»).

Согласно этому алгоритму, сборщик мусора регулярно выполняет следующие шаги:

  • Сборщик мусора «помечает» (запоминает) все корневые объекты.
  • Затем он идёт по их ссылкам и помечает все найденные объекты.
  • Затем он идёт по ссылкам помеченных объектов и помечает объекты, на которые есть ссылка от них. Все объекты запоминаются, чтобы в будущем не посещать один и тот же объект дважды.
  • …И так далее, пока не будут посещены все ссылки (достижимые от корней).
  • Все непомеченные объекты удаляются.

Например, пусть наша структура объектов выглядит так:

Явно виден «недостижимый остров» справа. Теперь посмотрим, как будет работать «алгоритм пометок» сборщика мусора.

На первом шаге помечаются корни:

Затем помечаются объекты по их ссылкам:

…а затем объекты по их ссылкам и так далее, пока это вообще возможно:

Теперь объекты, до которых не удалось дойти от корней, считаются недостижимыми и будут удалены:

Это и есть принцип работы сборки мусора.

Интерпретаторы JavaScript применяют множество оптимизаций, чтобы сборка мусора работала быстрее и не влияла на производительность.

Вот некоторые из оптимизаций:

  • Сборка по поколениям (Generational collection) – объекты делятся на «новые» и «старые». Многие объекты появляются, выполняют свою задачу и быстро умирают, их можно удалять более агрессивно. Те, которые живут достаточно долго, становятся «старыми» и проверяются реже.
  • Инкрементальная сборка (Incremental collection) – если объектов много, то обход всех ссылок и пометка достижимых объектов может занять значительное время и привести к видимым задержкам выполнения скрипта. Поэтому интерпретатор пытается организовать сборку мусора поэтапно. Этапы выполняются по отдельности один за другим. Это требует дополнительного учёта для отслеживания изменений между этапами, но зато теперь у нас есть много крошечных задержек вместо одной большой.
  • Сборка в свободное время (Idle-time collection) – чтобы уменьшить возможное влияние на производительность, сборщик мусора старается работать только во время простоя процессора.

Существуют и другие способы оптимизации и разновидности алгоритмов сборки мусора. Но как бы мне ни хотелось описать их здесь, я должен воздержаться от этого, потому что разные интерпретаторы JavaScript применяют разные приёмы и хитрости. И, что более важно, всё меняется по мере развития интерпретаторов, поэтому углубляться в эту тему заранее, без реальной необходимости, вероятно, не стоит. Если, конечно, это не вопрос чистого интереса, тогда для вас будут полезны некоторые ссылки ниже.

Итого

Главное из того, что мы узнали:

  • Сборка мусора выполняется автоматически. Мы не можем ускорить или предотвратить её.
  • Объекты сохраняются в памяти, пока они достижимы.
  • Наличие ссылки не гарантирует, что объект достижим (от корня): несколько взаимосвязанных объектов могут стать недостижимыми как единое целое.

Современные интерпретаторы реализуют передовые алгоритмы сборки мусора.

Некоторые из них освещены в книге «The Garbage Collection Handbook: The Art of Automatic Memory Management» (R. Jones и др.).

Если вы знакомы с низкоуровневым программированием, то более подробная информация о сборщике мусора интерпретатора V8 находится в статье A tour of V8: Garbage Collection.

Также в блоге интерпретатора V8 время от времени публикуются статьи об изменениях в управлении памятью. Разумеется, чтобы изучить сборку мусора, вам необходимо понимать, как устроен внутри интерпретатор V8 в целом. Об этом вы можете почитать в блоге Вячеслава Егорова, одного из инженеров, разрабатывавших V8. Я говорю про «V8», потому что он лучше всего освещён статьями в интернете. В других интерпретаторах многие подходы схожи, но сборка мусора во многих аспектах отличается.

Глубокое понимание работы интерпретаторов необходимо, когда вам нужны низкоуровневые оптимизации. Было бы разумно запланировать их изучение как следующий шаг после освоения языка.

Запись опубликована в рубрике javascript. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *