Загадка протогородов и кошек.

Звучит она так: уже в древнем египте (и ранее) кошка считалась священным животным. Почему?

Так очевидно же: кошки жрали крыс, которые жрали еду.

Но не стал быназывать загадкой дилемму решаемую в два коротких шага. Где трагедия? В чем повод для священного культа? А повод был. Прям такой гигантский, больше, чем еда, но еда это ключ к пониманию.

Поиски начинаются

Потому что Бастет – богиня праздников и веселья выглядит как кошка.
По-моему в Египте там каждое животное, которое тебя может загрызть или забодать имеет своего бога.

Ну нет, это уж совсем меняем причину со следствием. Не кошка священна, потому что бастет выглядит, как кошка, а бастет выглядит, как кошка, потому что это животное почитаемо. И не случайно богиня праздников. Какой же праздник без еды?

Пока наиболее близок ответ: кошка уничтожает вредителей. Те едят что-то. Но что не так с едой крыс? Почему это так важно? Ответ за пределами египта и древних царств. До их возникновения. В то же время он прост и понятен.

Крысы едят вообще всё, портят не только еду, но и места для её хранения и разносят болезни.

Болезни это очень вторично. Если проблема в болезнях, просто убери, то что привлекает крыс в большом количестве. Это не будет поводом, чтобы объединятся с абсолютно другим видом в социальную структуру.

Крысы уничтожали зерно? Мы еще на один шаг ближе к ответу.

Зерно – мера власти.

Зерна было не так много, если его съедают крысы – начинается голод?

Зерна было не мало. Его хватало, чтобы быть не голодным, содержать фараона, армию, чиновников, жрецов, ремесленников, строителей пирамиды, посадить на следующий год, запас на случай засухи на год вперёд и ещё и риски порчи крысами и другими вредителями тоже были покрыты.
Хотя последний пункт уже не совсем верен. Так как популяция вредителей пропорциональна запасам еды – сама природа регулирует.

Голод – вот это уже близко. Да, угроза голода. Зерно – было одним из основных продуктов того времени, на котором и бизировалпсь, в том числе, власть Египта.

Власть – это ещё один шаг. Кошки помогали сохранить власть.
Без кошек… “Сэр, вашу власть и богатства съели крысы. Коррупция сэр”.

Что такое власть в рамках человеческой цивилизации? Что порождает власть?

И не только властью, это база экономики, религии, государства. Пусть такого понятия как экономика в те времена и не существовало, но вполне были аналоги: богатство, собственность, устойчивость правящей династии.

Но это ещё не ответ. Да, зерно – это ключ к стабильности и власти потому, что защищает от голода и следовательно недовольства, бунта и мятежа. Но почему без зерна наступал голод? Есть же другие источники пищи. Что-то ещё под покрывалом человеческой цивилизации.

Угроза животноводству?

При отсутствии зерна одомашненным животным будет нечего есть? Не будет шерсти и одежду будет не из чего прясть?

Да, тут есть логическая цепочка. Но она опять в идёт обратную сторону от корня проблемы. Животноводство является следствием какого-то этапа в человеческом социуме, на который и покусились крысы.

Сильное влияние на пищевую цепочку, из-за нехватки зерна люди сильнее опирались на другие источники пропитания и голод наступал уже у животных, следовательно они начинали искать еду там, где обычно этого не делают. Нападение на людей, скот и т.д.

Как бы да.
Но не в части пищевой цепочки. Едва ли кто-то думает о пищевых цепочках в природе. Да и хищники для организованных охотников – тоже являются едой

В этом и вопрос – почему просто, не полагаться сразу на вторые источники, которые не вызывают проблем с крысами, которые ещё и болезни тащут.

Это риски. Жизнь в любой своей форме не идёт на риски, если за ними не скрывается награда.

Должна быть причина. В чём эта причина?

Власть и уклад жизни

Бинго!
Неолитическая аграрная революция – переход от присвающего к производящему хозяйству.
К идее: посади сегодня – и через пол-года приумнож своё состояние. Пребывай в безопасности и уверенности в завтрашнем дне.
Такой подход позволил собирать тот же объём пищи с гораздо меньшей территории земли.
Что дало возможность селиться кучнее. Собираться людям в поселения.
Открыл путь к социальной эволюции общества.

Власть – это гарант безопасного и сытого завтра в обмен на труд или иные ресурсы.
Гарант того, что завтра ты можешь заниматься тем же чем занимался вчера и сегодня и всё будет хорошо.

Люди построили первые протогорода, и начали производить ремесленные товары и орудия труда в ремесленном, а не штучном масштабе.
Это стало толчком к обмену, торговле, техническому прогрессу.
Но зерно – нужно хранить минимум до следующего года, чтобы высадить.

Большая концентрация зерна – привлекла в протогорода крыс.

Тщетность бытия и прах древних городов

Учённые бьются над вопросами, почему те или иные города, вдруг оказывались покинутыми и засыпанными.
Всё просто: в этих городах было зерно и не было кошек, туда приходили крысы.
И крысы съедали самую суть и смысл целовеческой цивилизации, их труд, уклад их жизни – возможность вести сельскохозяйственную деятельность.

Люди построили города, а с ними и новый уклад, от которого уже не смогли отказаться. Но сохранили городам жизнь – кошки.
Кошки сохранили уверенность человека в самом себе, его психическое здоровье, дали надежду на то, что избранный путь сельского хозяйства – не обратится в прах под натиском лавины крыс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *